Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
Конспекты НОД [2]
Проекты [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сафонык Виктория Станиславовна воспитатель


Вторник, 23.04.2024, 23:51
Главная » Статьи » Методическая копилка » Мои статьи

Доклад на тему: «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России»

Доклад на тему:

«Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России»

для выступления на городских Макариевских чтениях педагогов образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования

Докладчик: Сафонык В.С.

 

В 2016 году  по инициативе научной общественности и Русской Православной Церкви в России празднуется 1000-летний юбилей русского Афона, посвященный духовному наследию Византии и Афона в истории и культуре России. Что же это за наследие и как оно повлияло на Россию? Этим я и хочу с вами поделиться.

10век. князь Владимир стоит перед сложным выбором-создание единой государственной религиозной системы. Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду. И в 988году произошло крещение Руси. А вскоре группа подвижников была направлена на святой Афон, который к тому времени во всем православном мире уже воспринимался как авторитетнейший монашеский центр, хранящий истинную веру и создающий образцы монашеского служения, последний осколок Византии, (слайд №2) удел Пресвятой Богородицы. (Слайд №3) Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. Первый Русский монастырь на Афоне Ксилургу (греч. ξυλουργός - плотник или древодел) – древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире. О ее русских корнях свидетельствует даже само название – «Древодел», ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня Но из-за обилия шершней позднее тоже стали пользоваться камнем, но название Ксилургу осталось.

Свой первый Соборный храм на Афоне Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» посвящен Успению Пресвятой Богородицы. У его престола, по преданию, принял постриг первоначальник русского монашества, (слайд №4) преподобный Антоний Киево-Печерский. По возвращению в Киев он с благословения Афонских старцев, обосновал первый из ряда Успенских соборов монастырь на Руси - (слайд №5) Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Названный так по традиции Византии, в честь обители в которой он принимал постриг. Антоний воссоздал удел Божьей матери на Руси, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры, (слайд №6) культуры и просветительства по всей Руси. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции.

Исключительно важную роль играли связи Руси с Афоном в эпоху послеордынского нашествия. В это время выдающимся афонитом, внесшим весомый вклад в развитие русской духовности и культуры, (слайд №7) был святитель Киприан (Цамблак), митрополит Киевский и всея Руси. Святитель часто произносил проповеди о бедности, подобающей монахам, передавая им дух афонского исихазма. С большим успехом занимался переводом и исправлением церковных книг, и прославился как превосходный писатель, канонист, литургист и хронограф. Среди его трудов переводы Пидалиона (Кормчей), Евхология, Псалтири, большое число литургических, агиологических, аскетических и канонических текстов.

Святитель Киприан принес на Русь традицию исихазма, положив тем самым начало «исихастскому возрождению» на Руси. Этот период глубоко отразился на формировании самобытной и глубоко духовной культуры Руси. Яркими продолжателями и носителями афонского наследия на Руси этого периода были (слайд №8) преп. Сергий Радонежский и преп. Кирилл Белозерский. Плодом их духовних трудов стал новый расцвет русского монашеского подвижничества, который принято называть «Северной Фиваидой».

Наиболее ярко влияние афонского исихастского наследия на Руси отразилось в древнерусском искусстве, в произведениях (слайд №9) Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного, художественные шедевры, которых до сих пор не перестают волновать взор и воображение своей гармоничностью, глубиной и величием.

Важный вклад в восстановление связей между Русью и Афоном совершил(слайд №10) преп. Нил Сорский, который провел на Святой Горе около 20 лет. Вернувшись на родину, он всячески пропагандировал приобретенные на Афоне духовные ценности и выступил одним из идеологов движения «нестяжателей». Другим важным «соединительным звеном» Афона с Русью был выдающийся греческий богослов и афонский подвижник (слайд №11) преп. Максим Грек. Он оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные;

Поэтому считается, что монашество на Русь пришло именно с Афона. Афон и Русь связаны многовековыми духовными узами.

Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование мистико-аскетического облика самобытного русского православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских православных людей. К 12 веку монастырь Ксилургу заполнился выходцами из Руси, поэтому Священный Кинот передал русским монахам монастырь Салоникийцев, обитель Ксилургу преобразовали в скит и остается им по настоящее время. В средние века число насельников то увеличивалось, то уменьшалось. В 1725 году обитель населяли только 2 русских и 2 болгарских монаха. В 1765 году основан новый монастырь, ближе к морю, под названием «Русский». К 1910 году на афоне было около 5 тыс. русских монахов. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тыс. рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского. После трагических событий 1917 г. налаженная русскими обителями Афона паломническая инфраструктура была утрачена, а само паломничество верующих из России на Афон было невозможным около 80 лет. Монастырь практически опустел.

Ныне, с возрождением Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, возрождаются и утраченные когда-то традиции паломничества православных русских людей к святыням Русика. Для этих целей при обители действует гостиница для паломников (архондарик), предоставляется бесплатное питание, проводятся экскурсии, совмещаемые с поклонением многочисленным святыням обители и участием в богослужениях.

Подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейших мест. Такое историческое наследие особенно востребовано в настоящее время, когда наша страна проходит этап духовного возрождения, возвращения к духовным ценностям и святыням, несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество. (слайд №12) Выступая на церемонии открытия памятника князю Владимиру 4 ноября 2016 года, в день празднования народного единства, глава РФ В.В.Путин, призвал противостоять вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы предков. (слайд №13) 28 мая 2016 года В.В.Путин второй раз прибыл на Афон, в этот раз для участия в мероприятиях, приуроченных к 1000-летию появления русских монахов на Святой горе.

Для нас всех имеет большое значение сохранение исторического статуса Святогорья как многонационального центра всего православного мира. Ведь, как говорят, благодаря молитвам афонских старцев держится мир, держится православие, наследие Византии.
Источник:

  1. http://afonit.info/novosti/1000-letie-russkogo-afona/konferentsiya-svyataya-rus-i-svyataya-gora-afon-traditsii-i-sovremennost-proshla-v-moskve
Категория: Мои статьи | Добавил: СафоныкВС (27.11.2017)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 uCoz